Эшелоны групп, авторов и исполнителей применительно к численности и организации фестивалей (на примере Грушинского и Метафеста).

24.05.2010 1 Автор Phantom

Всё равно спид или рак,
Грядущее — пепел, прошлое — мрак.
Срази меня гром, если это не так.
(Крематорий «Яд»)

Предупреждение: нижеследующая аналитика крайне опасна для людей с гуманитарным складом ума. В том случае если вы не дай бох являетесь автором или исполнителем, то я настоятельно рекомендую закрыть эту аналитическую статью, во избежание травмы головного мозга.

Необходимое замечание: тезисы и выводы данной статьи применимы лишь на постсоветском пространстве, причем лишь XXI века (т.е. в  относительно стабильных в экономическом и социальном плане русскоговорящих странах). Также не рассматриваются социальные, возрастные и иные аспекты, а только лишь сферическая популярность в фестивалях.

Конкретные фестивальные группы и отдельные личности приведены в качестве примеров и красноречивых иллюстраций, сама же логика применима для любых мероприятий.

Для начала договоримся о терминах. Вся музыка разбивается на 6 эшелонов с достаточно чёткими границами без учёта жанровой составляющей, однако исключая чисто электронные направления, потому, что ваш покорный слуга не имеет достаточной информации по ним, однако точно можно констатировать что в первом и втором эшелонах их нет.

Итак 6 эшелонов:

1 эшелон. Динозавры. Популярные и известные группы, держащиеся на пике славы не один десяток лет. Как пример: Аквариум, ДДТ, Машина времени, Цой (даже посмертно). Эти команды знает любой и каждый, т.е. не существует человека, который о них хотя бы не слышал.

2 эшелон. Мастодонты. Известные и популярные команды, также имеющие по десятку лет популярности, однако не имеющие 100% узнаваемость за пределами поклонников жанра. Например: Би-2, Ногу свело, Смысловые Галлюцинации.

3 эшелон. Концертные группы. Группы и исполнители, имеющие узкий круг поклонников, однако весьма известные в рамках жанра. В качестве примера можно привести команды типа: Дефекты речи, Белая гвардия, Грассмейстер, а также отдельные исполнители, такие как Андрей Козловский, Тимур Ведерников, Ирина Сурина.

Как вы заметили, в примере фронт-мены ряда известных фестивалей, и в дальнейшем я разовью эту тему.

4 эшелон. По меткому выражению одного большого друга — кабацкий уровень.  Мелкие группёшки, не имеющие собственной армии фанатов, однако узнаваемые и популярные в определённых кругах (как правило, это множества людей, связанные между собой географическими, временными, и другими вплоть до религиозных факторами).  За пределами этих множеств какой-либо популярности или узнаваемости у этих команд нет, и быть не может, до момента перехода в третий эшелон.

5 эшелон. Гаражный. Мелкие, не до конца сформировавшиеся команды, встретить которые в дикой природе практически невозможно. Как правило, имеют в своём активе один недозаписанный альбом.

6 эшелон. Кухонный. Люди, бренькающие на разных музыкальных инструментах для себя и своих друзей. При слиянии нескольких таких людей, образуется недогруппа идущая репетировать в гараж.

Жанровое эшелонирование.

Русский рок в подавляющем большинстве представляет из себя 1-3-ий эшелоны. Джаз, блюз, фолк, кантри, этно и другие мягкие жанры не имеют представителей выше 3-го.  Авторская песня также не поднимается (за единственным исключением — Высоцкий) выше того же 3-го. Андеграунд (за исключением Егора Летова) не прыгает выше 4-го.  Рэп команды останавливаются на третьем (кроме Децла (пожалуй первый), но его с тем же успехом можно отнести к попсе и Касты, но это второй). Голимая попсятина во главе с нелюбителем розовых кофточек и его «прекрасной» бывшей женой, к сожалению, могут добираться до 1-го, однако, по большей части не поднимаются выше 3-4-го. Связано всё это с двумя факторами: талант и объем целевой аудитории. К примеру, даже мегаталантливая джаз-банда не сможет подняться даже до 2-го эшелона ввиду отсутствия достаточного числа поклонников этого жанра. Как ни странно, но фактор денег вложенных в раскрутку коллектива не влияет на его место в этой классификации ввиду того что финансировать бесталантный коллектив более пяти лет подряд в здравом уме никто не будет, а предметом рассмотрения статьи ни в коей мере не являются группы-однодневки.

Сравнительный анализ возможностей проведения крупных фестивалей у каждого из эшелонов.

Жалких 10 представителей 1-2-го эшелона в состоянии собрать на пустом месте (в прямом и переносном смысле) огромнейший фестиваль. В качестве яркого и показательного примера возьмём Рок над Волгой — 167 тысяч участников в первый же год в чистом поле.

3-й эшелон в состоянии собирать действительно большие (более 100к) фестивали только после многолетней подготовительной работы. В первой части статьи неслучайно были приведены в пример хедлайнеры Грушинского фестиваля. Именно они в своё время собрали 200к народу. Хотя и было это один раз, однако 10-15 команд и отдельных авторов такого уровня при поддержке 30-60 групп и исполнителей 4-5го могут поддерживать стабильную численность в районе 100к. Ещё раз отмечу, что это возможно лишь после достаточно длительного промежутка времени — 5-10 лет, за который фестиваль обрастает постоянными участниками.

4-й эшелон и ниже сами по себе даже в теории, в независимости от количества выступающих, не могут собрать более 3 000 человек ни при каком раскладе.

Интереснее ситуация, когда присутствует 1-3 команды хедлайнеров из 3-го эшелона и любая масса людей из 4-6-го. В таком случае фестиваль обречен собирать 1-10к, но не более того, в независимости от возраста и раскрученности. Однако, если команды достаточно талантливые, то через пять лет в третий эшелон переходит критическая масса и через 10 лет мы фактически переходим к предыдущему варианту — появляется возможность собирать под 100 тысяч. Этот сюжет теоретически мог бы случиться с МетаФестом, но, к сожалению, организаторы судя по проскочившей в сети информации решили сбагрить его.

Существует также более простой способ (для предыдущего варианта) раскрутки своего фестиваля — спереть чужой. Подобный вариант мы будем иметь удовольствие наблюдать в этом году на Мастрюках. Сейчас туда пачками зазывается и вагонами прёт 4-6-ой эшелон. Те команды, уровень или жанр которых не устраивал предыдущих организаторов, получили возможность выхода на сцену.

Творческий рост групп.

Скорость продвижения групп по эшелонам может быть самой разной. К примеру, команда Джиу Джитсу одним своим выступлением перетащила себя из пятого в четвёртый и сделала очень серьёзную заявку на третий. Белая Гвардия, благодаря Грушинскому фестивалю, поднялась с шестого до третьего, став даже не хедлайнерами, а этаким символом Груши (хотя и за длительный срок). Однако общей остаётся тенденция — чем крупнее фестиваль, тем быстрее раскручивается группа.

Конечно же размер фестиваля хоть и является важным фактором, однако не может сам по себе обеспечить творческий рост плохим группам. К сожалению каждый новоявленный творец музыки искренне уверен что он является гением, этакий Элвис Пресли местного разлива… Это приводит к засилию откровенно поганых группёшек при недостаточно жёсткой фильтрации.

В принципе каждый фестиваль так или иначе растит свой собственный третий эшелон, который при правильной организационной политике в дальнейшем способен обеспечить массовость и, как следствие, слой икры для оргов.

Рост до 1-2-го эшелонов как ни странно происходит не фестивальным методом, а при помощи хитов, их ротации на радио и концертных туров по всей стране и ближнему зарубежью.

Эпилог.

Выражаю благодарность Андрею Козловскому, Вовке Кожекину, Николаю Всильевичу Мартынову, Петру Старцеву, Игорю Громову, Алексею Попову, Борису Рафаиловичу Кейльману, Юрию Карпову, Сергею Советову, Игорю Грызлову, Вадиму Ускову, Александру Осокину, а также другим организаторам фестивалей за то, что они своими действиями, бездействиями, словами и разговорами, дали мне плодороднейшую почву для написания сей аналитической статьи.

Поделиться в: